Мышление и сознание

Как известно, люди разные, и их волнуют разные вопросы. Кому-то интересна только любовь, отношения и переживания. Кто-то увлекается историей, а также науками. Кто-то, любит только развлекаться, путешествовать и тусоваться среди себе подобных. Есть еще музыка, стихи, живопись, спорт, дети, работа. Но рано или поздно все вдруг задумываются о смысле жизни и чудесах, с ней связанных. И потихоньку начинается увлечение религиями, эзотерикой, чертовщиной и новомодными теориями о том, что смерти нет, есть параллельные миры, кругом полно инопланетян и так далее.

Но есть более простые вопросы, на которые тоже нет ответов. Вот шутка. Маленькая девочка спрашивает папу о том, как она появилась на свет. Папа собрался честно ответить, но не может подобрать слова. Девочка ему помогает. -- Так я знаю, что из маминого животика, я только не понимаю как я туда попала. Если честно, то я это тоже не совсем понимаю. Конечно, оплодотворение, деление клетки, много клеток, их рост и так далее. Но уж очень много информации управляет всем этим процессом. Где она находится. Ведь информация не может быть не записана, без носителя она не существует. А начальная клетка так мала и трудно представить, что вся информация в ней.

И все же тело человека -- это очень сложно, однако как-то частично понятно. Намного сложнее процесс мышления. Сейчас есть компьютеры, то есть мы уже сами научились создавать машины, умеющие думать. И даже знаем основные принципы этого процесса. Для того, чтобы компьютер мог думать, ему нужны две главные детали: процессор и память. Он может получать информацию из внешнего мира в свою память, обрабатывать ее процессором и выдавать новую информацию во внешний мир из памяти. Процессор, однако, сам думать не умеет. Он выполняет программу, которую для него пишет человек. Можно сказать, что человек закладывает в компьютер способность мыслить. Чем больше и сложнее в компьютере программа, тем он умнее.

Принято говорить, что в компьютере много программ, но я все программы буду называть одной программой в том случае, когда компьютер работает без участия человека. Но чаще компьютер используется как пишущая машинка, калькулятор, кинопроектор и так далее. В таком режиме он не думает, и мало чем отличается от кофеварки. Программы, которые обеспечивают такую работу к мышлению никакого отношения не имеют. Может ли компьютер стать умнее человека? Интересный вопрос, но я думаю, что еще очень не скоро.

Да, компьютеры уже сейчас умеют вычислять с очень огромной скоростью, которая человеку и не снилась. Они умеют решать уравнения, которые человек решать не умеет. Могут делать поиск нужного слова из огромного текста с быстротой молнии, проверять орфографию и многое другое. Но все это они делают по программе, написанной человеком. Пока у компьютеров очень не развито одно свойство человека, а именно, умение обучаться. То есть самому себе писать программы. Сейчас очень быстро развивается технология создания мобильного тела для компьютера, то есть роботы. Но с процессом обучения дело обстоит намного хуже.

А как мыслит человек? Теории есть, их много, но вопросов еще больше. Вроде бы для мышления человека тоже нужна память, то есть разнообразная информация. Информация поступает в виде звуков, картинок, запахов, ощущений твердого и жидкого, теплого и холодного, сладкого и кислого, низа и верха, ну и возможно ускорения движения, точнее силы, которую оно вызывает . Такая информация необходима телу, а мышление требует другой информации -- слов. Мысль -- это поток слов, как модели реальности.

Нет слов, нет мысли. Вроде бы правильно, но не совсем. Многие наши поступки выглядят вполне разумными, но происходят автоматически, без словесной мысли. Вот интересный пример -- игра в теннис. Это очень сложная игра, которая требует длительного процесса обучения. Но когда этот процесс позади, человек способен очень точно отбить ракеткой мяч, который летит с большой скоростью издалека, и не просто отбить, а отбить в нужное место, с нужной скоростью вращения. Каждый такой удар -- очень разумный поступок, но подумать словами просто нет времени.

Фактически это дрессировка. Животные, в принципе, тоже могут научиться играть в теннис, как они умеют ездить на велосипеде, ходить по канату и могут выполнять практически все трюки, на которые способен человек. Более того, животные даже способны понимать слова при определенной тренировке. По этой причине многие считают, что животные тоже думают, хотя сами слова произносить не умеют.

Психологи придумали разделять мышление на две части: сознание и подсознание. Сознание -- это мышление словами, а подсознание -- это мышление без слов. По этой причине у животных есть только подсознание, а у человека есть еще дополнительное свойство -- сознание. Парадокс в том, что для сознания не важно как произносятся и пишутся слова. В мире очень много разных языков, в которых одни и те же явления и понятия обозначаются разными словами. И это очень удивительно. Языкознание -- особая наука, в которой однако мало прогресса.

Получается так, что умение пользоваться словами -- это тоже дрессировка, и она ничем не отличается от игры в теннис. Младенец, который не слышит слов, не научится мыслить и не станет разумным. Но ему не только необходимо выучить слова, но и научиться их произносить, потому что главная роль слов -- это сообщить другим людям о том, что тебе надо. Недаром слово "Дай" одно из первых. И слова запоминаются именно по практической их пользе. Слова, которые не употребляются, быстро забываются.

Как это происходит не очень понятно, но наверняка так же точно, как и все остальное умение -- ходить, есть, прыгать, бегать и так далее. Человек смотрит как это делают другие и пытается подражать. Сначала простые звуки, потом потруднее. Считается, что самый трудный звук "рррр". Он получается в последнюю очередь и даже часто с тренером. В некоторых языках его просто нет. Бывает, что и других звуков нет в каких-то языках. Интересно, что говорить могут не только люди. Всем известны говорящие попугаи.

Считается, однако, что человек может научиться говорить только ребенком, и только в среде, где с ним говорят. Если момент упущен, то взрослый человек уже научиться говорить не может. Но такие случаи бывают крайне редко, так что трудно утверждать наверняка. Итак, сознание -- это слова. Они получаются в процессе обучения. По этой причине многие писатели-фантасты давно изобрели такую мысль, что любой вид животных в принципе тоже может научиться разговаривать и стать мыслящим существом.

С другой стороны, есть много таких, которые считают человека богом избранным животным, по своему подобию, или даже прибывшим из космоса. Здесь надо отметить, что в теории происхождения видов нет ясности. Согласно Дарвину животные трансформируются в процессе эволюции таким образом, что в каждом поколении выживают наиболее приспособленные. И все разнообразие видов как бы произошло в процессе таких случайных трансформаций. А человек мол произошел от обезьяны. Эта теория была популярна в 19 веке, и сейчас имеет сторонников.

Но уже накопилось много фактов, что никаких изменений видов не происходит. Есть естественный отбор или нет, но все виды животных появились сразу в таком виде, в каком они сейчас и пребывают. Конечно, изменения происходят, но только по незначительным параметрам. Так может меняться рост и вообще размеры. Уже легко видно, что средний рост человека растет. Дети, как правило, выше родителей, а те выше своих родителей и так далее. Вполне возможно, что через какое-то время рост человека в два с половиной метра будет нормой.

Но все же превращения одних видов в другие не происходит. С другой стороны, органы многих животных, а также человека, очень похожи. Особенно впечатляет, что все живые организмы имеют одно и то же строение глаза. И это строение сформировалось очень давно. То же самое можно сказать про кости, мышцы, кожу, а сперматозоиды есть даже у растений. То есть процесс размножения настолько общий, что даже охватывает растительный мир.

По этой причине, я думаю, что, по крайней мере, на Земле, животные мыслить словами не научатся. То есть мышление все же является свойством только человека. Еще одна причина в пользу такой гипотезы состоит в том, что только человек -- существо коллективное. Он живет в обществе и благодаря этому имеет потребность в общении. У животных такой потребности нет. Правда птицы делают перелеты очень большими стаями и они тоже в коллективе. Но в полете нет общения, есть только координация движений. Максимальное общение возникает только в процессе коллективного труда.

Хотя люди в обществе формально имеют равные права, согласно законам демократии, но они очень разные. В прошлые времена это различие узаконивалось в форме угнетения одних другими. Были граждане и рабы, помещики и крепостные. Как правило, угнетенные были меньше образованы, менее способные, и они прекрасно знали свое место. Сейчас тоже есть различия, как по уровню зарплаты, так и по умственным способностям и образованию. Но расслоение общества происходит уже естественным путем, без угнетения. Каждый выбирает себе работу (и зарплату) по своим возможностям.

Наука до сих пор не знает как происходит сам процесс мышления. Проблемы есть на всех этапах. Например, память. Она устроена совсем иначе, чем у компьютера. И работает по другому. Есть люди, которые сразу способны запомнить много информации. Есть другие, которые запоминают только в процессе тренировки. Они должны много раз повторить про себя информацию, прежде чем она запомнится. С другой стороны, одни запоминают практически все и надолго, на годы, другие многое забывают уже на следующий день, или через неделю.

Удивляют огромные масштабы памяти, ведь некоторые люди помнят всю свою жизнь, буквально каждый день. Таких мало, но они есть. Большинство людей помнят не каждый день, а некоторые ключевые моменты, но их тоже очень много. Самым удивительным является возможность что-то вспомнить только через длительное время попыток. Бывает, что попытки что-то вспомнить длятся неделями, и потом человек неожиданно все же вспоминает то, что хотел вспомнить. В последние годы идет процесс, который может привести к утере памяти за ненадобностью.

Через интернет доступ к информации стал настолько простым и доступным, что вспоминать больше ничего не требуется. Можно все очень быстро получить на телефон. Нашим предкам было намного сложнее, и им память была необходима. Сам процесс мышления тоже полон загадок. Бытовое мышление, необходимое для выполнения рутинных дел часто доводится до автоматизма. С другой стороны, сложные и нестандартные ситуации обрабатываются по разному. Иногда человеку надо значительное время для получения правильного ответа, например, решения задачи на экзамене.

А иногда ответ приходит быстро и практически без усилий, особенно в таких ситуациях, когда времени для размышления нет. Психологи придумали такое понятие, как интуиция, для описания подобных явлений. Проблему интуиции рассматривали разные философы на протяжении многих лет. Часто интуитивное решение выглядит как божественное в том плане, что у человека не было нужной информации для того, чтобы сделать правильные выводы. Однако, детальный анализ изученных случаев все же позволил сделать вывод о том, что интуитивное решение все же опирается на прошлый опыт человека.

Чем больше опыт, тем больше интуиции. У людей с малым опытом интуитивных решений не бывает. Процесс мышления работает также, как и другие процессы. То есть дрессировка (или тренировка) делает этот процесс все более простым. Чем больше человек думает, чем чаще решает задачи, тем у него это лучше получается. И наоборот. Иногда сам процесс решения задачи очень похож на процесс вспоминания. То есть человек может делать много попыток решить задачу и без результата. А через некоторое время она вдруг сама решается.

С таким эффектом сталкиваются все люди, которым необходимо решать задачи. Есть такое объяснение этого явления. Человек, пытаясь сознательно решить задачу, в процессе попыток как бы озадачивает подсознание. Затем, так и не решив задачи, человек про нее забывает на сознательном уровне. Но подсознание продолжает задачу решать. И когда оно находит решение, оно выталкивает решение в сознание. И человек сразу видит решение, которое никак не мог увидеть раньше.

Такая двухступенчатая модель мышления объясняет очень много примеров и быстрого вспоминания каких то фактов, и быстрого решения каких-то задач после долгих попыток, и даже интуицию. Как это происходит конкретно никто не знает, но индивидуальный опыт человека в течение всей его жизни откладывается в подсознание, он не пропадает. Чем больше опыт, тем чаще такое происходит и тем больше интуиции. Интуиция -- это реакция подсознания в экстемальной ситуации, когда нет времени думать и ответ нужен сразу. А если спешки нет, то задача решается в фоновом режиме.

Но не все принимают такую модель. Некоторые как раз описанные факты интерпретируют как влияние разума Вселенной. Мол не подсознание конкретного человека все это делает, а разум Вселенной посылает сигналы, а мозг как приемник их получает. Доказать кто прав пока нет возможности. Как подсознание выполняет описанные выше функции я не знаю. Но связь способностей человека с личным его опытом жизни прослеживается очень четко. Если человек всю жизнь только пил пиво и смотрел футбол, то он ничего не вспомнит и ничего не придумает. Напротив, люди, которые только и делают, что читают стихи, очень легко их пишут. Они просто привыкают мыслить стихами.

Есть совсем непонятные явления, но их степень достоверности я не знаю. Так наблюдались случаи, когда в результате травмы людям удаляли часть мозга, а то и почти весь мозг. Но люди не умирали, они продолжали функционировать еще какое то время, могли ходить, есть, даже говорить. С другой стороны, некоторые слепые могут видеть пальцами. Как это работает? Возможно не все сознание сидит в головном мозге, а часть нервных клеток работает в других органах. И при необходимости они могут взять на себя не свойственные им функции.

Конечно есть любители все сваливать на наличие души, которая как бы отдельно от тела. Она может в теле поселиться, а может и выйти и перейти в другое тело. Но я не сторонник подобных теорий. Там все шито белыми нитками. Так, считается, что душа покидая умершее тело, переселяется только в новорожденного. А почему? Если душа может входить и выходить из тела, то в одном теле может быть и много душ. Как ни странно, но такие явления тоже описаны. Все знают про психическую болезнь шизофрении. Но описаны ситуации, когда один человек вел себя как несколько людей по очереди.

Такие явления действительно сложно объяснить, однако они встречаются не так уж и часто. Вполне возможно, что подсознание иногда дает сбои и опыт человека как бы разделяется на две или несколько частей, каждая из которых конфликтует с другими частями. Кстати, я обнаружил, что Википедия утверждает, будто термин подсознание уже не используется в психологии, его заменили на бессознательное, неосознаваемое, предсознание. Считается, что все это формируется как устоявшиеся цепи нейронных сетей.

В любом случае ясно одно. Сознание -- это манипулирование словами с целью смоделировать окружающую реальность и спланировать свои действия. Роль сознания не так уж велика, и само сознание возникает в процессе обучения или тренировки именно как механизм манипулирования словами. А главное мышление сидит в подсознании, которое в той или иной форме существует и у животных. Известно, что любой человек словами оправдает любое свое преступление или нежелание выполнять свой долг. Словесное мышление очень сильно зависит от веры, принципов, настроения и так далее.

Однако огромная польза от сознания не в том, что оно делает в конкретном человеке, а в том, что оно является проводником подсознания конкретного человека в мир людей. Слова , которые рождаются в уме можно записать и прочитать. Один человек записывает, другие читают. В результате опыт одного человека становится достоянием всех людей. Словесная информация, записанная на внешние носители в виде жестких дисков компьютеров, то есть интернет -- это и есть главная память человечества на современном этапе.

Пока все. Вопрос не закрыт и возможно будет продолжение.

Виктор Кон,   01-08-2013



  Внимание! Сайт оптимизирован под браузер Google Chrome.