.

Горнолыжные приключения, Лез Арк, 2016

Последние годы я стал записывать все, что со мной происходит в поездках, то есть приключения. К таким приключениям относятся и поездки в заграничные горнолыжные курорты покататься на лыжах. Мы с женой ездим в горы зимой уже давно, точнее ездили много раз в течение многих лет. Последние годы мы стали ездить во Францию, то есть во французские альпы. Там нам понравилось то, что можно снимать комнату для самостоятельного проживания, а не номер в отеле с его ресторанами, как это было в других местах.

Первый свой рассказ я записал в 2013 году во время поездки в Тинь 2000. Цифра в названии поселка означает его высоту, то есть 2000 метров. Есть и другие поселки на других высотах. В следующем, то есть в 2014 году, мы ездили в Шамони (Мон-Блан) и я тоже записал рассказ. Шамони -- это небольшой городок, есть и другой городок с таким же названием, и, чтобы их не перепутать, к нашему приставляется дополнительное имя, указанное в скобках. Это название самой высокой горы в Европе, вершину которой видно из этого городка. Но на лыжах катаются только там, так что перепутать невозможно, и часто пишут просто Шамони.

В 2015 году со мной случилась очередная авария, какие уже бывали и раньше. Организм постепенно стареет, а я не снижаю нагрузки, продолжаю работать в том же очень нагруженном режиме. И вот в 2015 году, в начале декабря неожиданно стало подниматься высокое давление по ночам, при этом спать невозможно, а днем без сна мозг очень быстро уставал, и я не мог работать. Я ходил по врачам, делал уколы, в общем, лечился. И я не рискнул в таком состоянии лететь на самолете за границу. Надо было искать альтернативу, и мы ее нашли. Оказалось, что в Москве есть неплохая зона катания на горных лыжах недалеко от станции метро "Нагорная".

Она там всегда была, мы про нее слышали, но не пробовали. И вот решили попробовать. И оказалось, что там все замечательно. Станция метро "Нагорная" находится на соседней ветке метро, ехать туда через кольцевую ветку неудобно. Но несколько лет назад нашу ветку метро (через станцию "Теплый стан") продлили на две станции до Бутово, и там можно сделать пересадку с нашей ветки на соседнюю ветку. Дорога из нашего дома на Теплом стане до горнолыжного центра длится около часа. Подъемник в "Нагорной" стоит недешево, но пенсионерам старше 70 лет он бесплатный в будние дни. А мне как раз исполнилось 70, а жена еще старше. И мы оставили там лыжи в камере хранения на месяц и бесплатно катались 13 дней за зиму.

Но писать об этом отдельный рассказ я не буду, а сразу перейду к 2016 году. В конце концов я восстановил свое здоровье в разумных пределах, узнал про новые лекарства, которые лично мне хорошо помогают при повышении давления, и в этом году мы решили все таки поехать в горы. Обычно я беру отпуск на первые две недели февраля, и мы как раз в это время ездили на две недели. И каждый раз пропускали день рождения сестры жены Тани, который имеет место быть 2-го февраля. В этом году Тане исполнилось 65 лет, и жена сказала, что надо остаться и день рождения отметить.

С другой стороны, в России кризис, упали цены на нефть, вырос курс доллара и евро по отношению к рублю, и все дорого. Я предложил жене вернуться к режиму экономии и поехать на неделю вместо двух, как мы делали много лет назад. Тем более, что мы уже три раза в этом году катались на "Нагорной" и можем еще покататься. Так мы и решили сделать. И еще мы захотели поехать в одно из таких мест, где мы уже были. Это Куршевель, Тинь и Шамони. Куршевель нам не понравился, остались Тинь и Шамони. Жена все подбивала меня организовать поездку самостоятельно, то есть заказать отель (апартаменты), билеты на самолет и все остальное.

Билеты на самолет мы самостоятельно покупать научились. Это случилось летом прошлого года, когда мы ездили на море, в Болгарию. Дело в том, что в 2014 году перед поездкой в Шамони нам неожиданно выдали шенгенскую визу на пять лет. А в Болгарии мы живем в квартире, в которой нам дают пожить знакомые, детали описывать я здесь не буду. Важно, что туда кроме билетов на самолет ничего не надо. А в горах нужен не только отель, но и транспорт, чтобы добираться от аэропорта до отеля и обратно, и это совсем не так просто. Я все-таки предложил купить путевку в турфирме. В результате 25-го января жена нашла телефон турфирмы aatravel, к которой мы уже два раза обращались.

Раньше там работала Наташа, с которой мы уже имели отношения. Но оказалось, что она уже не работала, с нами связалась Ирина, мы стали работать с ней. Попросили ее найти нам что нибудь в Тине или в Шамони. Точнее не что-нибудь, а именно апартаменты. В Тине она как-то не очень была успешна, а вот в Шамони она нашла нам вариант, а потом даже и второй. Когда мы уже было согласились, оказалось, что в Шамони нет группового трансфера (дорога от аэропорта до поселка), а индивидуальный очень дорого стоит. С одной стороны, мы отложили поездку на неделю (то есть с 6-го числа) и попали в высокий сезон каникул во Франции и в Англии, поэтому очень сложно было найти проживание за короткое время до поездки.

Но, с другой стороны, поток туристов из России резко снизился, и оказалось, что в Шамони 6-го числа из России никто не ехал, либо не ехали через турфирмы нашего тур-оператора. Ирина предложила нам посмотреть Лез арк. Мы согласились. Через какое-то время она нашла нам апартаменты и туда трансфер был. Вариантов больше не было, и мы решили ехать в "Лез арк 1600". Для этого даже были причины. "Лез арки" -- это серия поселков с общей зоной катания. Они представляют собой половину большого района, который называется "Парадиски". А второй половиной является серия поселков "Ла-плань". И фокус в том, что именно в курорте "Ла-плань" я впервые встал на горные лыжи в 1995 году.

Это отдельная и очень интересная история. И вот ее как раз вполне уместно тут рассказать. Дело в том, что в 1993 году в Гренобле (Франция) получил контракт на пять лет на работу мой старый соавтор по научной работе Анатолий Снигирев, который во времена СССР работал в Черноголовке вместе со своей женой, которая тоже физик. В то время я часто к ним ездил в институт, и бывал у них дома. А потом они уехали, и связь с ними пропала. И вот неожиданно я встретился с Анатолием в Черноголовке, куда все еще ездил по работе. Он приехал туда из Франции на рождественские каникулы перед 1995 годом. Мы разговорились, и он мне рассказал чем он занимается. В конце концов мы договорились, что он сразу после Нового года присылает мне приглашение во Францию, и я посмотрю как они там работают.

Так получилось, что я приехал туда в феврале, а они уже взяли отпуск на неделю, чтобы покататься в горах на лыжах. Это была у них первая поездка. Чтобы не терять время для общения, Анатолий предложил мне поехать с ними, тем более, что в их апартаментах были свободные спальные места. У него даже оказалась лишняя пара лыж, которая мне вполне подошла. И вот я совсем даром оказался в одном из поселков "Ла-плань", в каком именно я тогда не запомнил, но потом оказалось, что в "Плань Беллекот" (Plagne Bellecote). Мы приехали на машине из Гренобля, пока ехали нигде не было снега. Он появился только в конце маршрута, перед самым горнолыжным поселком.

Анатолий был очень доволен, что вот, наконец, он увидел зиму. Мне это было странно, в Москве уже давно стояла зима, и я к ней привык. А во французских альпах зима бывает только на вершинах гор, а внизу снег не лежит. Это очень похоже на наше Сочи. Я очень хорошо запомнил этот эпизод. А на следующий после приезда день мы за две очереди кабинного подъемника поднялись на самый верх, на высоту 3200 метров, откуда надо было спускаться вниз. Но я, видимо, забыл им сказать, что не умею кататься на горных лыжах. Сам Анатолий и его жена Ирина уже умели неплохо кататься, а вот их дочь Аня, хоть и научилась кататься, но боялась высоты и никак не могла начать спуск.

А я не умел совсем. Но не все так просто. Я родился на Урале и я, конечно, катался на лыжах, причем мастерски и даже с гор. Но на беговых лыжах. Я никогда не катался на горных лыжах, а там совсем другая техника. В конце концов, я все-же тоже спустился, а через три дня уже неплохо научился кататься и на горных лыжах. И с этих пор я и катаюсь как на беговых, так и на горных лыжах. Моя первая жена Лариса умерла в 1990-м году, я женился второй раз, а вторая жена Наташа каталась на горных лыжах всю жизнь. Так что у нас был общий интерес. Правда на беговых лыжах уже я научил ее кататься.

Интересно получилось, что эта поездка в горы в 1995 году определила всю нашу дальнейшую жизнь. Прямо в горах мы придумали новый прибор -- рентгеновскую преломляющую линзу. Тогда появилась только идея, и я сделал кое какие пробные расчеты. Мы взяли с собой в горы компьютер, в те времена это был большой корпус и длинный монитор. Затем линза была сделана в металле, был проведен эксперимент, опубликована статья в самом престижном научном журнале "Nature", а через десять лет мы за эту статью получили европейскую премию. Не такую, как нобелевская премия, но все же заметную.

Я уже не говорю о том, что после публикации нашей статьи был поток статей в западных газетах, включая New York Times, в котором был отмечен новый успех физиков. Через два месяца после этого визита на месяц, я снова появился во Франции на месяц, и во вторую поездку подписал контракт на полгода, как приглашенный профессор. Этот контракт сразу решил все мои финансовые проблемы на много лет. Ведь в начале 90-х годов пропали все мои сбережения и резко снизилась зарплата. К 1995-му году я уже заработал немного денег во время поездок в Мюнхен. Но только во Франции я заработал достаточно, чтобы больше никогда ни в чем не нуждаться. А потом было много простых командировок. Последняя состоялась в 2013 году. Что касается Анатолия, то для него рентгеновские линзы стали главным делом его жизни.

И вот после того, как мы решили поехать в "Лез арк 1600", я получил возможность снова оказаться в тех местах, с которых я начинал свою горнолыжную историю. Это было большим стимулом. Вторым стимулом было просто посмотреть новое место, чтобы набрать опыт и впечатления. Интересно, что до Франции мы пять раз ездили в Австрию. И четыре раза из пяти мы ездили в одно и то же место, а именно, в Маирхофен. Он находится в долине Циллерталь и там есть пять огромных зон катания по одному ски-пасу (пропуск на подъемник). Это место намного лучше остальных. Во Франции такого выделенного места нет. Все зоны примерно одинаковы по многим параметрам, и как раз интересно посмотреть все зоны.

Так что все сложилось вроде бы удачно. Первые данные о себе я переслал Ирине по электронной почте. На следующий день, когда она все заказала и получила подтверждение, я отвез деньги. Стоимость поездки, конечно, сильно выросла по сравнению с предыдущими годами. Самолет, отель и трансфер на двоих в евро стоили около 1500, а в рублях уже 138 тысяч. Интересно, что как раз накануне курс евро упал на три рубля, и это нам дало экономию почти в 5 тысяч рублей. Мы начали потихоньку собирать вещи за три дня. Тут тоже была некая интрига. Оказалось, что туда мы летим чартером в Шамбери, а обратно -- рейсовым самолетом из Женевы компанией SWISS.

Это швейцарская компания, и они стали продавать билеты трех видов вместо двух, как у нас. У нас есть эконом класс и бизнес класс, а у них есть эконом класс без багажа, и два других как раньше. И наш тур-оператор купил нам билеты без багажа и доплату за одно место багажа. Так дешевле, но для нас это было неожиданно. Мы привыкли, что к каждому месту есть возможность взять багаж. С другой стороны, мы и раньше ездили с одним чемоданом, не заботясь о том, какой у него вес. Мы просто говорили, что один чемодан на двоих и все.

Но в один прекрасный день у нас отказались брать чемодан весом больше 23 кг. Это был болгарский самолет. Якобы у них где-то об этом было написано, но мы не читали. Нам тогда пришлось выгружать из чемодана прямо перед стойкой регистрации лишний вес в какой-то пакет и брать его в ручную кладь с превышением веса, но так они нас пропустили. С тех пор мы стали ездить с двумя чемоданами. И это тоже минус. И как раз в прошлом году он дал о себе знать. Дело в том, что моя жена не может таскать тяжелые предметы по состоянию здоровья. И в прошлом году у нее после перелета случился рецидив, пришлось делать уколы.

Я не силен в медицине и не знаю как это называется, вроде как защемление какого-то нерва. И вариант поехать с одним чемоданом нам вполне подходил. Надо было просто аккуратно выбрать что надо с собой брать, а что не надо, чтобы распределить вес 36 кг по чемодану и двум рюкзакам. В результате я поехал сразу в горнолыжном костюме, а жена в горнолыжной куртке. И у жены был большой рюкзак с весом больше обычного. В конце концов мы даже не выбрали весь вес. Но это потому, что в аэропорту вдруг оказались правильные весы. Раньше между весом дома и в аэропорту была разница килограмма два. Все жульничают, как умеют. И мы старались два килограмма недобирать.

Последние годы у нас с женой возраст уже зашкаливает, нервы совсем не те, что раньше, и перед полетом на самолете как-то плохо спится. Но в этот раз я, неожиданно для себя, вполне нормально выспался, и даже давление не поднялось. Перелет тоже прошел как по маслу, все четко и все по плану. Яндекс такси пришло точно в заказанное время, на дорогах в субботу утром не было пробок, в аэропорту все работали очень четко и быстро. Но уже в аэропорту Домодедово мы заметили, что народу меньше обычного. В накопителе полно свободных мест для сидения, нигде нет очередей. Все как-то стало напоминать времена СССР, когда поездка на самолете была очень большим событием.

Еще большей неожиданностью оказалось то, что наш самолет компании S7 (Сибирь), выполняющий чартерный рейс в Шамбери был заполнен меньше, чем наполовину. Никогда такого не было. Мы явно увидели результат понижения цены на нефть и повышения курса евро. Поток туристов в Европу резко сократился. Видимо, дело даже не в этом. А в том, что средний класс, точнее высокооплачиваемые работники бизнес компаний, стали хуже жить. Другие категории жителей России и раньше мало ездили в Европу. Ведь надо, как минимум, знать английский язык и иметь валюту. А у многих даже загранпаспорта нет. Стало также понятно почему лопаются турфирмы. Мы ведь и сами поначалу собирались в Сочи, да потом посмотрели что там есть и сколько это стоит и решили, что Сочи подождут.

Когда мы прилетели, то нас встречала фирма "Интурист", мы ее сразу нашли, у них было записано всего 15 человек. Встречающих было двое -- Регина и Александр. В основном мы имели дело в Региной, хотя наш район курировал Александр, но мы его ни разу не видели. Был заказан, как обычно, большой автобус. Но он был не заполнен даже на треть. И автобус вез людей в разные зоны, в частности, основная масса людей ехала в три долины (то есть туда, где Куршевель). В определенном месте нас, то есть жителей поселка "Лез-арк 1600" пересадили в маленький автобус. В нем кроме нас с женой оказалась еще одна супружеская пара, и все. Шофер, который должен был нас везти, застрял в пробках (все-таки суббота, все едут в горы), и нам заменили шофера, он был латыш, живущий во Франции, но знающий русский язык.

Мы ничего не знали, а наш шофер не повез нас прямо в поселок, там оказывается пешеходная зона. Хорошо то, что наши соседи по автобусу оказались и соседями по отелю, и они уже тут были раньше, и все знали, то есть где находится отель, а где наша фирма. Шофер нам сразу, причем на коленке, продал ски-пасы со скидкой и уехал. Мы затащили чемоданы и лыжи в отель, а потом я и Анна, женщина из второй пары, пошли в контору нашей фирмы, сдающей апартаменты, с названием "CIS Immobilier", чтобы зарегистрироваться и получить ключи от комнат. Там была очередь, Анна прошла первой, а потом помогла и мне, по ходу объясняя на русском языке, что от меня требуют.

Я бы и сам справился, но когда очередь, то всем хочется побыстрее. Надо было заплатить курортный сбор 11 евро и еще залог 305 евро на случай, если мы что-нибудь сломаем в комнате или разобьем посуду, а также не уберем комнату перед отъездом. Тогда они вычтут ущерб из этой суммы. А если все будет нормально, то эти деньги, то есть 305 евро, вернут назад. Я показал свою французскую карту Виза от банка BNP, которая у меня сохранилась с того времени, когда я в 1995 году работал по контракту. Позднее мне на этот же счет начисляли командировочные. Я старался все деньги с карты снимать в банкомате, но небольшая сумма (чуть больше тысячи евро) там еще оставалась.

Два года назад в Шамони я просто показал свою российскую зарплатную карту Мастер-кард, они переписали ее номер и дали мне подписать бумагу, что я разрешаю снять такую-то сумму. В конце пребывания, в день отъезда мне бумагу вернули. В Куршевеле мои карты вообще забраковали, и я платил наличные, а в Тине было так же просто, как в Шамони. Тут меня заставили вставить карту, набрать пин-код, и выдали квитанцию о проведенной операции. Как мне объяснила Анна, деньги будут разблокированы только через месяц. То есть тут все намного строже.

Надо сказать, что, хотя у нас был относительно ранний рейс, вылет в 12-25 и два часа разница по времени с Европой, мы все равно попали в свою комнату довольно поздно. И долго возились, распаковывая вещи, занимаясь ужином, и разбираясь с посудой и постелями. Посуды оказалось очень много. Кроме плиты и холодильника, был электрический чайник, тостер, кофе-машина, посудомоечная машина и микроволновка. Нам говорили, что комната будет большая, 20 квадратных метров. Но оказалась, что это общая площадь, включая прихожую, кухню, ванну и саму комнату. И сама комната была не очень большая. И в ней была кровать на одного с выдвижным матрасом на одного, а также диван, который разворачивался в двуспальную постель.

У нас дома тоже есть такой диван, но он короткий и разворачивается в полутораспальную постель, причем довольно просто. А этот длинный и разворачивается в полноценную постель на двоих. То есть четыре спальных места. Но если все это вытащить и развернуть, то постели занимают всю комнату без остатка. А ведь в ней были еще два круглых стола, один обеденный и один журнальный. Их просто некуда деть, если развернуть все постели. Непонятно чем французы думают, когда такое делают. К счастью нас было всего двое.

После долгих перепалок мы решили, что жена будет спать на кровати, а я на выдвижном матрасе. Так мы спали в Тине, и в Шамони. В целом, у меня было неплохое самочувствие, но я почему-то долго не мог уснуть. Я понял, что растет давление, решил его измерить, но сделать что-то тихо невозможно. Мы привыкли, что дома спим в разных комнатах и друг другу не мешаем. У нас есть спальня, но с некоторых пор я не могу в ней спать зимой, мне не хватает кислорода. Спальня выходит на закрытую лоджию, которая не открывается. И я стал спать на диване в другой комнате, где можно открыть окно на ночь.

Я все таки измерил давление, оно оказалось высоким, пришлось проглотить нужные таблетки и даже захотелось выйти ночью на улицу. Немного погуляв, я вернулся, снова измерил давление, оно снизилось, и я чуть поспал, но мало. И, тем не менее, самочувствие утром восстановилось, и на следующий день мы занялись другими орг-вопросами. Надо было заполнить две анкеты, проверить все приборы на исправность, и отнести анкеты, а также изложить свои замечания фирме. Мы заметили только то, что не работал один выключатель в ванной. Все остальное работало. В фирме сидела уже другая женщина, и она не очень хорошо знала английский язык, кое что пришлось объяснить жестами. Но долго я там не задержался.

В это время жена стояла в очереди на получение ски-паса. Я пришел раньше и к кассе мы подошли оба. Шофер латыш нам дал только квитанцию, ее мы должны были обменять на ски-пасы. Все прошло без проблем. Нам продают ски-пасы со скидкой, потому что большой возраст. У них дети и старики имеют льготы, но надо показывать паспорта. Ски-пасы нам обошлись в 216 евро на одного, 432 евро на двоих. И это на шесть дней. Наши соседи по автобусу приехали на две недели, и они заплатили за ски-пасы почти тысячу евро.

Дальше надо было зайти в магазин и купить продукты на первое время. Соседи сказали, что можно купить продукты в городке "Сан Морис", который находился под нами, и в который нас возил фуникулер. Это мы решили сделать вечером, а пока пошли кататься. Поселок "Лез арк 1600" оказался очень маленьким, там стоят несколько длинных отелей по несколько этажей (от трех до восьми) каждый, и есть небольшой центр, где все рядом. Это и плюс, и минус. Плюс, что все рядом. От нашего отеля до подъемника 50 метров, до центра 100 метров. В центре есть один магазин самообслуживания, в котором можно купить все необходимое, даже свечи. И есть небольшая комната, которая обычно называется Офисом туристов. Там дают информацию.

В Тине и в Шамони такой офис имеет намного больше площади. В Тине это вообще отдельное здание. И там у нас был бесплатный вай фай. Здесь такого не оказалось. За интернет надо платить, причем можно за час, можно за день. А за пять минут, чтобы просто проверить электронную почту, платы нет. Платить за интернет мы не привыкли, так что от интернета пришлось отказаться. Но там мы узнали как нам добраться до переправы в зону катания "Ла плань". И, как только мы вышли с лыжами на трассы, мы стали следовать указанному нам маршруту.

Как в Австрии, так и во Франции, зоны катания очень большие, они охватывают несколько горных хребтов, на которых размещаются несколько разных поселков. Такая же ситуация и в районе "Парадиски". Но там есть две зоны, которые разделены между собой очень глубокой долиной, в которой вообще не бывает снега. На лыжах из одной зоны в другую попасть невозможно. Проблему решили таким образом, что построили канатную дорогу на высоте 1600 метров. По этому канату вперед и назад ходят две огромные двухэтажные кабины вместимостью 187 человек. Вот к этой переправе мы и направились.

Вся дорога, в основном, шла по относительно пологой синей трассе, которая только в конце перешла в красную. Точнее, и в конце есть синий участок, но в объезд, по более длинному пути. Но сначала мы попадали в поселок Арк 1800, затем поднимались наверх, и только потом уже попадали на переправу. Первый раз мы спустились к кабинному подъемнику "Transarc 46" довольно поздно, и у него очередь была небольшая.

Погода была пасмурная, но видимость была неплохая. Внизу, на высоте 1600 метров, температура держалась около нуля. Снег был свежий и мокрый. И я вдруг обнаружил, что по такому снегу мои лыжи очень плохо скользят. Просто никак. У меня старые лыжи, и я никогда не восстанавливал скользящий слой, но как-то все обходилось. По твердому и более холодному снегу все нормально. По укатанному снегу тоже нормально, а я редко катался по теплому свежему снегу. И вот такой облом. Доходило до того, что лыжи просто дергали так, что трудно было держать равновесие. Если кто-то проехал передо мной и уплотнил снег, то мои лыжи разгоняются. Попадая на участок свежего снега они резко тормозят. Но делать нечего, приходилось терпеть.

Мы добрались до переправы и переправились в зону "Ла плань". Дальше информации не было, пришлось изучать карту. Мы спустились вниз к ближайшему подъемнику, просто посмотрели куда едут все и мы поехали с ними. Затем поднялись в два этапа на относительно большую высоту 2340 метров. И тут пошел снег. Ехать дальше не было смысла, надо было поворачивать назад. Назад мы ехали по довольно интересной синей трассе с названием Мон блан. Французы любят это название, у них оно повсюду. Так, один из двух подъемников в нашем поселке тоже называется Мон блан. На этой трассе есть короткие участки с более крутым наклоном, и, в целом, получается интересно.

Мы спустились к переправе, вернулись в свою зону, и дальше нам пришлось смотреть карту как нам вернуться назад. По карте удалось выбрать правильный маршрут, и мы благополучно вернулись домой. Путь от нашего поселка до переправы не близкий, на все путешествие у нас ушло более четырех часов. Кататься под снегом дальше не захотелось, да и обедать уже было пора. После катания и обеда хотелось полежать и отдохнуть, но Наташа настроилась ехать вниз на фуникулере, чтобы купить еду подешевле. Пришлось ехать. Мы спустились вниз, а там вместо снега идет дождь, и что-то магазинов не видно, да и темно уже.

Походив немного по пустым улицам, воскресенье ведь, мы вернулись назад все мокрые, а я уже совсем выбился из сил, ведь не спал ночь. И сразу легли спать. Вторую ночь я спал как убитый, но уже на диване. Выдвигать матрас из под кровати не хотелось. Диван был довольно узким, но мягким, и вполне пригодным для сна. Проблема была только в том, что простыни и одеяла нам дали двуспальные, их пришлось сложить вдвое и держались они плохо. Когда привыкаешь к удобствам, то сложно испытывать неудобства. Но, в конце концов, нам тут не жить, можно и потерпеть.

Так как с дешевыми продуктами получился облом, на следующий день я рано утром пошел в магазин покупать все, что нужно в полном объеме. Народу в магазине было мало, кассирша вообще куда-то ушла. Когда я набрал полную корзину мне пришлось ждать. Ждать надоело, и я подошел к какой-то женщине, которая точно была работником магазина и сказал по французски, что хочу заплатить. Французский я знаю очень плохо, но такие слова знаю. Она покричала кому-то и кассирша пришла. Заплатив за все, я еще зашел в булочную и на мелочь купил багет. Багетами в России называют французский длинный хлеб, но во Франции это слово имеет смысл одной штуки хлеба, любого, синоним нашего слова "батон".

Теперь еды у нас было много, и можно было позавтракать со вкусом. Самое главное, что появился сахар и соль, а до этого приходилось пить чай без сахара, что я совсем не люблю, и есть лапшу без соли. На самом деле я купил спагетти, но при варке оно очень походило по вкусу на нашу лапшу. И было вкусно. Дел было меньше, и мы вышли кататься пораньше. Погода оставалась пасмурной, но снег не шел. Мы решили повторить тот же маршрут.

На второй раз он был уже знаком и все проходило быстрее. Только на кабинном подъемнике "Transarc 46" в поселке Арк 1800 была огромная очередь. Отстояв ее я больше туда не ездил, использовал альтернативные подъемники. Мы снова добрались до вершины, на которой в прошлый раз наш путь остановился. Но на этот раз поехали дальше. То есть спустились в долину и снова поднялись на другую вершину на подъемнике "Crozats". Там случилась сложность с дальнейшим выбором маршрута. И кроме того дул сильный ветер.

Наташа сказала, что при таком ветре она на ледник не поедет? и вообще у нее уже все болит и она хочет домой. Мы вернулись назад, но трасса "Мон блан", когда не идет снег, оказалась оказалась настолько интересной, что мы ее повторили еще раз. А потом перекусили бутербродами, которые взяли с собой, и поехали назад. Надо сказать, что на второй день мы случайно встретились на переправе туда с нашими соседями по автобусу. Они тоже катались таким же маршрутом, но отдельно. Обратно мы возвращались тем же маршрутом, но ведь снег не шел. И оказалось, что в одном месте мы в прошлый день ехали по красной трассе, и даже не заметили этого, потому что шел снег и плохо было видно.

После снегопада на этой трассе накатали такие бугры, что было сложно спускаться. А я во второй день уже начал лихачить, ездить быстро, ну и уже порядком устал. От усталости один раз было лень правильно держать стойку, лыжи у меня длинные, одна из них увязла в снегу, и я упал. Но очень грамотно, просто немного прокатился на спине и никак не ударился. Одна лыжа отцепилась, и одна палка потерялась. Я палки просто держу в руках, без крепежа, так безопасней и удобнее. Ведь надо часто вынимать фотоаппарат, чтобы фотографировать. Палку мне привезли, лыжа далеко не уехала, я все одел назад, и инцидент был исчерпан.

К концу дня снег раскатали, и мои лыжи скользили намного лучше. Мы снова откатали более четырех часов и больше не хотелось. После обеда я начал писать этот рассказ. А после ужина мы еще немного походили по магазинам, Наташа забыла взять заколку для волос, и хотела ее купить тут. Но не получилось. А потом мы решили ложиться и вставать по московскому времени. То есть по местному в 10 ложиться и в семь утра вставать. Так что программа второго дня была выполнена.

Мы понемногу приспособились к новым бытовым условиям, и никаких проблем больше не было. На третий день утром я снова посмотрел прогноз погоды. Делалось это так. Я еще в первый день заметил, что здесь есть сеть вай-фай без пароля, которая выводит на сайт, с которого уже надо онлайн оплатить доступ в интернет. Так было и раньше во всех местах. Но тут была новинка. Этот сайт для оплаты одновременно бесплатно показывал погоду как раз в нашем месте. И это уже была очень полезная информация при катании в горах на лыжах. Зная погоду можно было планировать свои действия.

Прогноз показывал сильный снегопад на сегодня. В прошлый день прогноз снегопад обещал на среду, но облака, видимо, ускорились и пришли быстрее. За окном ничего о снегопаде не намекало, была нормальная пармурная погода, но с хорошей видимостью. Мы по обоюдному согласию решили вместе больше не кататься. Наташа меня сильно задерживает, а я ее, наоборот, подгоняю. И обоим неудобно. Мы всегда катаемся врозь начиная со второго или третьего дня. Раз снегопад обещали, я решил далеко не ездить, а освоить ближние трассы.

От нашего поселка Арк 1600, если смотреть на карту, то справа находится поселок Арк 1800, где мы уже много раз были, а слева находятся два поселка Арк 2000 и Акр 1950, они расположены совсем рядом. Эти поселки находятся в другой долине и попасть туда можно, только если подняться на самый верх хребта и потом снова спуститься на другую сторону. По карте я выяснил на каком подъемнике мне подниматься и куда ехать. Интрига была еще и в том, что из этого поселка в две очереди кабинного подъемника можно попасть на самый верх зоны Лез арк, на высоту 3200 метров. И я хотел туда подняться.

Первоначально все шло по плану, но когда я оказался в поселке Арк-2000, то выяснилось, что подъемники на самый верх закрыты. По карте высота эта называется AIGUILEE ROUGE 3226 м. Но работал подъемник на высоту того же хребта, но чуть пониже, 2490 м. Это примерно такая же высота, как и у того перевала через наш хребет, который я уже преодолел (2413 м). А с него можно было прокатиться по самым крайним трассам нашей зоны, которые ведут в деревушку VILLAGORER. Эти трассы мне понравились, и там были развилки в некоторых местах. поэтому я спустился, затем снова поднялся и спустился по альтернативным трассам.

Интересно, что в одном месте был довольно крутой склон, на котором ратрак никогда не ходил, и там накатали такие бугры, что спускаться по ним было очень сложно. Первый раз я не рискнул и поехал в обход, а второй раз все таки по ним проехал. Все у меня получилось хорошо, правда пришлось попотеть, но я спустился быстрее многих. Несмотря на то, что у меня длинные лыжи, я все же научился на них кататься. А иногда даже хорошо, что они длинные, потому что на высокой скорости они более эффективно тормозят. Только потом я заметил, что на карте этот маленький участок обозначен как черная трасса.

И вот когда я поднимался назад после второго спуска пошел снег. Это было после двух часов катания, в 12 часов по местному времени. Я понял, что пора назад. Но путь назад был не близкий. Надо было спуститься в поселок Арк 2000, затем подняться на перевал и потом очень долго ехать домой. Это уже было экстремальное катание. Снег очень быстро стал падать большими мокрыми хлопьями, он залеплял очки мгновенно, а без очков еще хуже во много раз. То есть видимость и так никакая, а еще и очки залеплены. Очки приходилось постоянно чистить руками, спускаться тоже приходилось медленно.

Но и это еще не все. Снег был теплый, и, падая на куртку и штаны, он сразу таял. В результате все было мокрое, особенно перчатки. В поселок я приехал раньше обычного, но домой не хотелось. Я решил перекусить то, что взял с собой и прокатиться еще. Но посидев на скамейке и съев бутеброд, я понял, что вымок так, что лучше больше не надо, и пошел домой. Жена уже была дома. Мы пообедали, передохнули, я немного записал этот текст. А потом показалось, что снег перестал, и мы решили погулять перед сном. Но нам только показалось.

Снег сыпал во всю и гулять тоже было сложно, пришлось быстро вернуться обратно. К тому же костюм и штаны еще не высохли. К своей комнате мы, в конце концов, приспособились, но один минус там все же был, а именно, не было сушилки. К тому же на второй день стали хуже топить, холодно не было, но вещи сохли медленнее. Дополнительно пропал сигнал по телевизору, и интернет по вай-фаю. Роутер соединялся, но ip адрес не давал. Пришлось посмотреть кинофильм на компьютере из тех, что я прихватил с собой на SD карте. В этот раз винчестер емкостью 1 терабайт я не взял (он тяжелый), а взял только SD карту на 128 гигабайт, которую сейчас ношу с собой на работу.

На этой карте записаны все мои важные программы, статьи и документы, которые необходимы мне на работе, и которые я создавал на своем домашнем компьютере. Я периодически делал синхронизацию домашнего компьютера с этой картой, то есть записывал туда новые версии файлов. Кинофильмы я на нее не писал, но перед поездкой записал пять особенно интересных фильмов. Мы смотрели Бурлеск с Кристиной Агилерой в главной роли. Он у меня записан в очень высоком качестве, уже не помню откуда я его скопировал.

Снег шел всю ночь, и утром в среду, когда мы проснулись, и даже после завтрака он все шел. Хотя по прогнозу он не должен был идти так долго. Даже и подъемники из нашего поселка включили с опозданием, причем только один из двух. За время опоздания накопилась огромная очередь. Окно нашей комнаты выходило на ту сторону, с которой подъемники были видны, особенно правый. И этаж у нас был пятый (по нашим стандартам четвертый), так что мы отлично видели что делается на подъемниках, и не торопились выходить. Наконец, подъемник заработал, снег стал помельче и видимость улучшилась.

Я решил пойти кататься. Наташа вышла через какое-то время после меня. Наверху было туманно и ветрено. Я решил пока далеко не уезжать и прокатился назад по одной из красно-синих трасс, по которой уже спускался раньше, и она мне понравилась. Точное ее название по карте "arolles". Но внизу в нашем поселке все же была большая очередь. Отстояв ее, я понял что надо уезжать на просторы. К тому же снег, наконец, перестал и видимость улучшилась. Я поехал кататься на трассы поселка Арс 1800, затем еще дальше, в поселок VALLANDRY, затем переправился в зону "Ла плань".

Погода стала вполне сносной, снег перестал, была отличная видимость, но только на низких высотах до 2200 м. На более высокие склоны подъемники не ходили ни в нашей зоне "Лез арк", ни в соседней "Ла плань". Я отлично покатался до трех часов (всего чуть более четырех часов) и понял, что ноги устали, пора домой. В одиночестве я люблю ездить по любым трассам очень быстро. Обычно быстрее всех, но иногда встречаются и такие, кто едет примерно с моей скоростью, то есть я могу следовать за ними, не отставая.

Но есть одно отличие. Молодежь реже отдыхает. У меня ноги устают быстрее, надо останавливаться, чтобы передохнуть. Езда на высокой скорости не только опасна (в принципе), но и очень нагружает ноги. Опасность состоит в том, что если неудачно упадешь, то можно хорошо покалечиться. Но, с другой стороны, если правильно держать стойку и уметь делать маневры, то вероятность упасть весьма невелика. Проще упасть на ровном месте, когда теряешь бдительность. Из тех, кто хорошо катается, редко кто падает. Падают только новички.

У меня есть такой минус, что я очень не люблю кататься при плохой видимости. Казалось бы и смотреть то особенно нечего, молодежь как-то носится в тумане и хоть бы что, а я боюсь. Высоты не боюсь, скорости не боюсь, а тумана боюсь. Но несколько дней катания в тумане потихоньку приучили плохой видимости не бояться. Но пока я катаюсь в тумане быстро только по дорогам, где точно знаю, что нет ни бугров, ни ям. А на склоне может быть все, что угодно.

На четвертый день проживания Лез арк нам стал нравиться. Поселок маленький, но все есть. Подъемник вообще рядом, а назад мы спускаемся на лыжах к самому входу. Из окна все видно. Спать мне на диване оказалось вполне комфортно. Еда тоже вполне вкусная, мы научились пользоваться французскими продуктами. В основном, благодаря моему опыту жизни во Франции, и как раз в таких вот апартаментах.

Но неожиданно появились проблемы с давлением у Наташи. Она эти проблемы уже давно лечит у гомеопата. Покупает много шариков разного состава и проглатывает их строго по расписанию. Однако высоко в горах, гомеопатия ей помогать перестала. И это было проблемой, которая, однако, не фатально омрачала жизнь. А у меня, наоборот все стало нормально. И это при том, что я перестал принимать свой амлодипин, потому что он имел побочные недостатки и у меня немели ноги по ночам, когда днем была большая нагрузка.

Пятый день оказался наиболее удачным и рекордным по многим параметрам. Во-первых, с утра мы увидели чистое синее небо, а затем и солнце. Это было впервые за все время нашего пребывания здесь. Правда, к 12 часам появились тонкие высокие облака (перистые), через которые солнце еще как-то пробивалось. Потом облака стали более плотными и постепенно заполнили все небо. К концу дня снова стало пасмурно, но видимость была полная, только темновато.

Во-вторых, стало холодно. Прогноз погоды нам уже увидеть не удавалось, но на одной из станций подъемника показывали погоду. Было -11 градусов на высоте около 2000 метров и -17 градусов на леднике (3200 метров). Для меня это было плюсом. По холодному укатаному снегу мои лыжи скользили нормально, не хуже других. На ровных участках, когда скорость определялась только скольжением, были такие, кто меня обгонял, но были и такие, кого обгонял я. Вот такой вот непонятный феномен. На холоде лыжи скользят нормально, а по теплому свежему снегу никак не едут.

В третьих, я полностью выполнил намеченный на поездку план. Я добрался по поселка PLAGNE BELLECOT, в котором я жил в 1995 году, а от него на первой кабине поднялся на максимально доступную высоту ROCHE DE MIO, 2700 метров. Это был конец первой очереди. Вторая кабина поднимала на максимальную высоту горы BELLECOTE. На карте она указана как 3417 метров, но высота подъемника не указана, она скорее всего метров на сто ниже. Но вторая очередь не работала.

Теперь мне предстояло вернуться назад в свою зону. Я долго изучал карту и понял, что наилучший вариант -- это проехать по красной трассе inversense, а затем по черной трассе crozats. Также называется подъемник, которым мы неоднократно пользовались в зоне Ла плань. Таким образом, я закрыл еще один пункт программы -- прокатился по черной трассе. Их в Парадисках не так много, но есть. Черная трасса, действительно, было довольно сложной. Она была крутая, узкая, и по ней никогда не ходил ратрак, то есть бугры были огромные. Спускаться было очень сложно и энергозатратно. Я нормально спустился, не хуже других, и сильно вспотел, несмотря на мороз.

Понятное дело, что слабые там не катаются, так что все проехали, но кое-кто все таки падал. Эта трасса спускала вниз, и надо было подняться на относительно коротком промежуточном подъемнике, а потом уже на выход. Но я ошибся и спустился на нижний из двух подъемников. Оказалось, что это снова crozats. Лезть вверх на лыжах не хотелось, поэтому я поднялся наверх и потом быстро, на большой скорости по синей трассе спустился к нужному подъемнику. А дальше путь домой был таким же, как и в прошлые дни.

Еще один рекорд я поставил по длительности катания -- шесть часов подряд без перерыва. Правда, стоит сказать, что утром приходилось не столько кататься, сколько стоять в очередях и подниматься на подъемниках. Спускался я очень быстро, а поднимался раз в десять медленнее по времени. Только на пути назад очереди исчезли. Но даже с учетом этого фактора все равно нагрузка на ноги была большой, в первый день было бы очень трудно, а в пятый уже полегче. Уже наступило привыкание. Да и кататься стало легче.

Зона катания в Парадисках не то, чтобы больше, чем в других местах, но она одним куском и это плюс. В Шамони очень много зон катания, но они разделены. Пожалуй, в трех долинах (там где Куршевель) полная зона катания такая же большая. Там можно добраться из Куршевеля 1550 до Валь Торанса туда и обратно, и это займет много времени, тоже полный день. Но мне показалось, что в Парадисках все таки интереснее. И даже, наверно, "Лез арк" -- более интересное место, чем "Ла плань", хотя "Ла плань" считается дорогим курортом. Там более шикарные поселки и ухоженные трассы. Но там нет леса и трассы уж слишком простые.

Шестой день снова не удался. С утра было пасмурно, но облака высокие, и видимость сносная. Я решил в "Ла плань" больше не ездить, а закрыть дыры в нашей зоне, то есть прокатиться по тем подъемникам и тем трассам, по которым еще не катался. Ветра не было и работали практически все подъемники. Сначала я доехал по соседнего поселка Арк 1800 и поднялся на скамеечном подъемнике "Charreley 26" на высоту 2384 метра. Но назад не поехал, а поехал в долину поселка Арк 2000 по синей трассе "edelweiss". Она привела в поселок к подъемнику 'bois de l'ours 31", на котором я уже возвращался из этой долины к себе домой.

Я снова повторил подъем назад на высоту нашего хребта, и снова спустился в долину Арк 2000, но уже по красной трассе "lac", по которой я уже ездил раньше, она потом перешла снова в "edelweiss", и я оказался в той же точке возврата. Поднявшись назад в третий раз, я поехал в нашу долину к началу второй очереди подъемника 'transarc", то есть к "transarc 47". Она не работала все предыдущие дни, но сейчас работала. Я поднялся по ней и спустился к подножию подъемника 'grand col", который поднимает на вершину с тем же названием высотой 2832 метра.

Это рекорд, так как в зоне "Ла плань" я был на 100 метров ниже. Но тогда была отличная видимость, а сейчас уже давно шел снег. Он пошел через час после начала катания, во время моего второго возвращения из зоны Арк 2000. А как раз во время подъема на рекордную высоту снег еще больше усилился и на высокие места стал опускаться туман, было очень плохо видно. Так что никакого удовольствия от подъема на большую высоту я не имел, никаких красот я не видел. С этой высоты было два спуска, один черный и один красный.

По понятным причинам на черный спуск никто не пошел, а на красном было довольно много народа, народ поднимался. Видимо они, как и я, решили посетить высокое место пока пускают, ведь раньше не пускали. Снега под ногами совсем не было видно, но людей было видно, и спускаться в компании было веселей, чем одному. Хотя спуск был достаточно сложным, но все благополучно спустились. В одном месте там была яма, то есть спуск, а за ним подъем.

Чтобы полняться без усилий, надо было хорошо разогнаться на спуске. Я заметил это место еще при подъеме и хорошо разогнался. В результате мне не пришлось тащиться в гору пешком. Не все сообразили так сделать. В конце концов, мы оказались у подножия (начала) подъемника, а дальше снова синяя трасса, на которой можно было ехать практически на прямых лыжах привела в точку возврата в четвертый раз.

Так как сыпал снег, и наверху было плохо видно, я решил спускаться в свой поселок. Для этого надо было снова доехать до начала подъемника 'transarc 47", а дальше надо было плавно спускаться, и минуя поселок Арк 1800, доехать до нашего поселка Арк 1600. По этой дороге мы возвращались каждый день, так что она была хорошо знакома. В нашем поселке три подъемника: два около нашего отеля и еще один в противоположной от нашей стороне, если считать от центра. Он короткий и выводит на наши подъемики через тоннель.

Я решил и его посетить. Пока стоял в очереди подъехала Наташа. Она как раз там и каталась. Но там была большая очередь. Я ее отстоял, и больше туда не возвращался. Так что с Наташей мы были недолго. Я стал подниматься на нашем подъемнике 'mont blanc", на котором, кстати, раньше поднимался очень мало, и спускаться по своей любимой трассе "arolles". Она интересна тем, что сначала синяя, потом красная, но относительно короткий участок, а потом опять синяя, и выходит снова к нашим подъемникам.

Я спустился так раза два или три, и потом понял, что ноги устали безвозвратно. Короткие передышки ничего не давали. Я уже три часа катался достаточно интенсивно, снег все прибавлял, видимость все ухудшалась. Надо сказать, что были и плюсы. Было довольно холодно, поэтому снег не прилипал к очкам, как было раньше. И лыжи скользили вполне сносно. Вот такой парадокс у моих лыж. В холодную погоду на них можно кататься даже в снегопад, а в теплую они просто не едут.

Я решил идти домой и на этом катание закончить. В кабине для лыж уже стояли лыжи Наташи, но в номере ее не было. Я пообедал в одиночестве, а потом и Наташа пришла. Оказывается она ходила смотреть сувениры и купила пластиковую составную картинку с видами данного места и поселков. Четыре картинки на одной стороне и одиннадцать картинок на другой. Все это фотографии, но на пластике. В Шамони два года назад она тоже купила примерно такую же картинку.

После обеда нам пришли смс сообщения на оба телефона с указанием времени и места, откуда нас заберут в аэропорт. Место было автовокзалом. В самом поселке пешеходная зона, так что автовокзал находится в конце автодороги. Там есть теплое помещение, в котором нам предстояло ждать автобус пять часов, с десяти до трех часов. Это часто бывает. Комнату надо освободить в 10 часов утра, а рейс у нас поздний, в 21 час. Так неудачно складывается не всегда, но бывает.

И вот наступил день отъезда. Наташа опять плохо спала, и я уговорил ее проглотить мои таблетки, раз ее гомеопатия не помогала. Я сам вполне нормально выспался. Мы проснулись по расписанию и все сделали точно по плану, то есть наелись до предела, наготовили бутербродов, собрали остатки вещей, а чемодан и лыжи мы упаковали еще накануне. И вышли из комнаты так, что ровно в 10 часов я отдал ключи в нашу фирму.

А потом мы потащили вещи на автовокзал, и просидели там пять часов, с 10 утра до 3 дня. В 3 часа дня должен был придти автобус. Мы уже поняли, что кроме нас в нем никого не будет. Мы сюда приехали две пары, наши соседи приехали на две недели, а неделей раньше на две недели никто не приехал. В 3 часа автобуса не было. Мы решили, что какие-то проблемы на дороге, и стали волноваться. Но что делать не понятно.

Через полчаса вдруг зазвонил мой телефон, женщина сообщила, что она наш водитель и не может нас найти. Я ей сказал, что нам велено ждать у автовокзала и мы тут сидим уже пять часов. Звонок неожиданно оборвался, так и осталось непонятно что произошло. Я решил, что она все поняла и сейчас приедет. Но ее все нет. Уже 45 минут опоздания.

Я собрался сам звонить по телефону, по номеру, который у меня запомнился как последний, и вдруг пришла женщина без машины, сказала, что она наш водитель, мы не там стоит и она не может к нам приехать. Мы схватили вещи и потащили их вниз по лестнице. Там стояла ее машина. Мы срочно погрузились и поехали, по дороге выясняя как так получилось.

Так как мы сильно опаздывали, то она позвонила этому Александру, чтобы узнать как ей ехать, чтобы перехватить большой автобус, на который мы должны пересесть. Она включила громкую связь и начались ругательства. Александр ей сказал, чтобы она взяла с нас деньги как за такси, раз мы опоздали. Мы сказали, что добъемся, чтобы его уволили с работы.

В конце концов выяснилось, что виновата Регина, которая нам дала неправильное место стоянки -- автовокзал. Этот автовокзал, оказывается построен всего год назад, раньше его тут не было, и туристов забирали с предпоследней автобусной остановки. Автовокзал, конечно лучше, и лучше забирать людей оттуда. Но французы на дороге поставили шлагбаум, который не пускал простые машины в поселок, в том числе и на автовокзал.

Открывался шлагбаум магнитным пропуском, который был у шоферов автобусов и у местных работников на машинах. Мы видели, что машины проезжают, про шлагбаум ничего не знали. А у шоферов турфирм пропуска не было, и наш шофер не мог к нам приехать. Сначала она нас ждала на старом месте. После телефонного звонка пыталась как-то проехать, к автовокзалу, то так и не смогла. В конце концов она прибежала пешком, и мы спустились вниз, в крайнюю точку, куда она еще могла приехать.

Такой бардак мы видели впервые. Работники турфирмы никак не согласовали свои действия. Одна (Регина, координатор) нам посылает смс и назначает выезд на новом месте, вторая (шофер, исполнитель) приезжает на старое место. Как говорят японцы "Не дай нам бог жить в эпоху перемен". Я бы на месте турфирмы все таки попросил пропуск через шлагбаум, конечно автовокзал -- лучшее место для отправления. Но это они, видимо, сделают в будущем, а пока мы попали в переплет.

Когда ситуация вырулила, и шофер узнала новое место, где нас будет ждать большой автобус, который собирает всех туристов со всех зон, нам надо было быстро добраться до автобуса. Если опоздает автобус, то самолет без нас не улетит. По дороге шофер, ее звали Наташа, распросила нас как мы покатались, мы обменялись впечатлениями, она нам рассказала про Сочи. Ведь все идет к тому, что и нам придется туда ездить.

И вот мы в большом автобусе, едем в Женеву. На улице идет сильный дождь, но мы в тепле и уже перекусили второй раз, попили чаю и молока. Смотрим по сторонам и ... надо бы любоваться пейзажами, да не получается. Идет дождь, плохо видно, но самое главное то, что мы не понимаем где мы едем. Сначала долго ехали вдоль Женевского озера, потом проехали один город, другой.

Автобус все время крутит и все время какие то разные дороги. Вскоре стало понятно, что наш шофер (француз) не знает как ехать в аэропорт. Дошло до того, что он три раза выскакивал из автобуса и спрашивал у людей как ему ехать. Один раз, уже в Женеве, заходил в магазин и спрашивал у продавца. Навигатора у него нет, русского языка он не знает. А время идет. Мы уже поняли, что опаздываем на самолет.

Наиболее опытные пересели вперед и стали смотреть указатели на дороге. Один раз, когда шофер чуть не пропустил нужный поворот, весь автобус закричал "поворачивай". Уже было не до шуток. Такого бардака мы тоже раньше никогда не видели. Я поначалу даже не мог понять как так получилось, зачем шофер сел за руль, если он не знает куда ехать.

Потом мне пришла в голову такая идея. Дело в том, что мы прилетели чартером в Шамбери, и должны были вылетать назад оттуда же. Так всегда было. Но покупать целый самолет, в котором меньше половины мест заполнено -- это разорение. И нам купили билеты на рейсовый самолет швейцарской компании SWISS. А шофер привык ездить в Шамбери, и другой дороги не знал. В Женеву он никогда не ездил. А другого шофера у них нет. И вот они пошли на авантюру.

Мы приехали в аэропорт за 20 минут до вылета самолета. Все бросились к стойкам регистрации. Так как мы сели в автобус предпоследние, после нас взяли еще одну пару, то мы вышли одними из первых. Показали паспорта на стойке, билеты я даже не показывал. Женщина посмотрела в компьютер и обнаружила, что у нас оплачено одно место багажа. Спросила -- у вас один багаж?. Я говорю, да один. И еще лыжи. Все на английском языке.

Она говорит, ОК, ставьте на весы. И быстро все нам оформила. За лыжи мы ничего не заплатили. Мы еще не знали, что рейс уже задержали на 25 минут, бегом побежали на свой гейт, но сначала в туалет. Я забыл выкинуть бутылку с остатками чая, но и у Наташи тоже рюкзак досмотрели. Кроме чая у нас ничего не отобрали. Мы примчались на свой гейт одними из первых из автобуса опоздавших. Там, конечно, были люди и из других автобусов.

И только тут мы узнали про задержку рейса, можно было немного передохнуть. Рейс потом отложили еще на полчаса, в результате мы вылетели на час позже, то есть в 12 часов ночи по московскому времени. В рейсовом самолете тоже было много пустых мест, но все же он был заполнен больше, чем наполовину.

А дальше все было замечательно. Все таки SWISS -- это не чартер, и не Сибирь. Самолет плавно взлетел, в кабине работали мониторы, которые показывали где мы летим, и все параметры полета, а в промежутке -- кинокомедию с Чарли Чаплином. Нам дали неплохую еду, несмотря на ночь, и напитки, даже красное вино в фирменных бутылочках. Мы долетели на полчаса быстрее расписания, и в Москве опоздали всего на полчаса.

Интересно, что самолет так плавно сел, что мы даже не заметили приземления. А бывало, самолет падал на полосу так, что было удивительно, что он вообще не развалился на части. И дальше все было замечательно. Все таки у ночных рейсов есть и плюсы. Нам очень быстро выдали багаж, а такси из аэропорта мы заказали еще до вылета, одновременно с такси в аэропорт.

Машина подошла через несколько минут, и шофер по пустой Москве нас довез очень быстро, причем его навигатор указал ему дорогу лучше, чем мы ее сами знали. Точнее , мы раньше ее знали, там надо было в одном месте повернуть назад. Но потом поворот запретили и мы этот путь забыли. А после строительства эстакады его снова открыли, а мы не знали об этом. И в 5 часов ночи мы уже дома. Такси назад нам стоило 1400 рублей, а раньше приходилось платить по 2500 и это при том, что цены были дешевле. Яндекс-такси очень хорошо решила проблему с поездками в аэропорт и обратно.

Вот и весь рассказ. Если подвести итог, то в целом мы остались довольны поездкой. Я сделаю новый альбом фотографий на Яндексе. Оказалось, что шести дней вполне хватило, чтобы получить все впечатления по одному разу. Дальше уже идут повторения. В горах очень легко и удобно жить, а катание не надоедает. Но с точки зрения соотношения цена-качество, вторая неделя стоит как первая, а впечатлений уже меньше.

Что касается погоды, то она всякая хороша. Когда солнце, то все красиво, но зато на трассах лед и мало снега. А когда снег, то некрасиво, но зато кататься по снегу интереснее. Но и красота тоже есть. Особенно на лесных трассах. Деревья, особенно ели, в снегу очень красивые. В поселке "Лез арк 1600" нам понравилось, хотя, конечно, с транспортом там все же есть проблемы, и их надо решать. Беда в том, что мало людей стало ездить во Францию. И это определенно минус. Вместе не только веселей, но и безопасней, и проще. Но это от нас уже не зависит.