Фотографии с круиза по Волге на теплоходе Максим Литвинов. 6. Музеи.

Кон В. Г. 12-12-2023 http://kohnvict.narod.ru

Программа показа фотографий сделана таким образом, что сначала показываются иконки фотографий малого размера. При клике на иконку открывается большая фотография на том же сайте. При клике на большой фотографии все возвращается в исходное состояние. Закрывать сайт не надо.

Во время многочисленных экскурсий мы иногда посещали музеи, где я фотографировал все, что мне показалось интересным и что удавалось сфотографировать. Музеи были небольшие, экспозиции разные, но в целом было много интересного и необычного. Дело в том, что обычно люди стремятся в большие музеи, и обычно именно из коллекций больших музеев делаются репродукции с картин. Коллекции больших музеев можно найти в интернете и они более известны. А маленькие музеи собирают то, что удается собрать. И часто это просто никому не известные произведения. И в этом их колорит и необычность.

Первый музей, который мы посетили находится в г. Козьмодемьянске. Он этнографический, краеведческий и художественный, всего понемногу. В этнографическом зале были макеты из жизни первобытного человека. Порядок фотографий соотвктствует времени съемки, а не тому времени, который на фото представлен. Как раз поэтому стоянка первого человека оказалась в 7 номере. Дело в том, что пока экскурсовод про нее рассказывал и вся группа там стояла я фотографировал другие экспонаты. А когда они ушли на эти другие, я сфотографировал стоянку. Примерно так происходило во все время посещения музеев.

Экспонатов в музее было больше, я фоторафировал не все. После глубокой старины мы перебрались в царские времена, а потом и в революционные и советские времена. Были там и фотографии, и карты, и все про историю города, который, хоть и небольшой, но достаточно древний. Все города на Волге очень древние, но не все так сильно развились как Нижний Новогород и Ярославль.

В третьем ряду интересны 3-я и 4-я фотографии. На 3-ей показана фарфоровая статуэтка, сюжет которой в том, что мама вышипывет в голове дочки блох. В старину это было таким стандартным занятием, что даже отражено в искусстве. Сейчас нам дико на это смотреть, так как давно уже никто это не делает. Есть мыло и ванные в каждой квартире. А в старину искусство было на таком же уровне, или даже выше, чем теперь, а быт был совсем другой. Аналогичная статуэтка есть и во втором ряду, их было много. А 4-я фотография стояла рядом с 4-й второго ряда, но я не мог сфотографировать ее раньше по причине, о которой я указал выше. С последней 5-й фотографии этого ряда началась художественная часть этого музея.

Я фотографировал просто стены, на которых могли висеть несколько картин небольшого формата. Некоторые картины висели весьма высоко и фотографировались с искажениями. Фактически это не репродукции картин, а фотографии музея, где не только видны сами картины, но и как они висят. Иногда это было важно. Есть некоторая сложность с тем, чтобы узнать кто автор конкретной картины и как она называется. Но вполне возможно, что в интернете вся информация есть, при желании можно найти. А здесь можно почувствовать эффект присутствия в музее.

Музей в Козьмодемьянске расположен в приличном купеческом доме и залы там большие. Фактически это главная достопримечательность всей этой экскурсии. Остальное было не так интересно. Многие картины отражают быт и самих людей того времени. Фотографии тогда не было, а если и была, то плохая. А картины дают весьма полное представление о том времени. Именно тогда живопись была очень нужна. Сейчас это просто развлечение некоторых людей, но пользы от нее уже мало. Каждый человек может запечатлеть все, что угодно и очень быстро.

Здесь на первой фотографии показан наш экскурсовод и часть нашей группы. Группы формировались исходя из того, кто куда хотел и кто где жил на теплоходе. Иногда в группу попадали одни и те же люди много раз, но это не всегда так было. Бывало и так, что состав группы существенно менялся в новой экскурсии. Картины в целом какую-то систему не обнаруживают, собиралось все, что было. А было не так уж много чего. И, тем не менее, некоторые экпонаты весьма любопытны.

В этом ряду показаны последние фотографии из этого музея. Интересна самая последняя фотография, где показана наша группа и экскурсовод со спины. У нее на куртке изображен индеец. Совершенно непонятно почему так. А сами картины довольно крупного размера находятся высоко. Я старался их вырезать, так как лишние фрагменты ничего не добавляли. Этот зал был первый, куда мы попали на втором этаже. И 5-я картина из 3-го ряда, а также 1-я из 4-го ряда тоже из этого зала. Я их сфотографировал когда мы только вошли. А тут фотографии сделаны, когда мы выходили обратно.

Следующий музей был в гор. Болгар. Он имеет 4 этажа и стоит прямо на причале. Фактически, поднимаясь с 1-го на 4-й этаж по эскалатору мы преодолеваем высоту берега Волги в этом месте. С 4-го этажа мы выходим сразу на землю, как обычно из первого. Но эта земля существенно выше той, с которой мы входили в музей. Это интересное решение проблемы высокого берега реки. В музее было не очень хорошее освещение, поэтому я сделал мало фотографий. Кроме того, многие из них вертикальные и будут добавлены позднее. В этом музее нам рассказали про историю этих мест. Оказалось, что в старину на месте Татарстана и южнее находилось государство Болгария, которое имело обширные территории. На 2-й и 5-й фотографиях показана наша ведущая, экскурсовод, которая рассказывала о том, что мы видели. Но я не слушал. Очень сложно слушать и фотографировать.

В этом ряду показано, что в том музее было много макетов, а также огромный компьютерный дисплей, показывающий анимацию. Этот музей недавно построен и он как раз оснащен современной техникой и вообще выглядит шикарно. Но там нет естественного света, а искусственный сделан как-то не очень ярко. И это минус для фотографа. А вспышку включать нельзя.

Здесь 1-я фотография показывает эскалаторы музея в гор. Болгар. Я ее сделал уже с 4-го этажа, когда мы выходили из музея. Остальные фотографии сделаны в музее города на острове Свияжск. В этом городе практически нет жителей, их меньше 300. Но там есть большой Успенский собор, много других церквей, которые сейчас к нему относятся, много домов и даже музей. Это вообще уникальное место. Когда-то оно было востребовано, но сейчас там сложно жить и негде работать. Народ весь уехал, а город превратился в музей под открытым небом.

В музее Свияжска картин было немного и они весьма специфические. В этом ряду снова появилась составная фотография. Дело в том, что некоторые фотографии было выгодно делать в вертикальном формате. Но такой формат не вписывается плотно в структуру сайта. Поэтому я комбинирую две вертикальные фотографии в одну горизонтальную. Но фокус этой 5-й картинки в данном ряду в том, что одна их них горизонтальная, но повернута на 90 градусов. Смотреть ее надо повернув голову. Просто сильно вытянутые по горизонтали картины тоже не удобны для данного формата. Пришлось так сделать.

Следующий музей был в городе Городец. Такое вот странное название. Этот музей был скорее краеведческий. В нем были собраны старые и не очень старые вещи и даже обстановка. Были там и картины, но наиболее интересными были именно предметы быта и рукоделия. Но и картины тоже показывали быт и жизнь прошлых времен. В первом ряду можно видеть платки, ковры и религиозные предметы. Все это было собрано в одной комнате. Фотографировать не всегда было удобно, так как было много народа.

В этом ряду я хочу отметить интересные картины, которые оформлены как вид в окно, рама в виде наличников. Такая картина была и в предыдущем ряду, а тут вторая. Наличники почти одинаковые, а картины разные. И находятся в разных местах. Это было в другой комнате, а из нее был вход в комнату, оформленную как класс гимназии во времена царской империи. На стене как раз висит портрет царя и царицы, а на партах старинная азбука. Все это на 5-й фотографии. На 4-й фотографии показана наша группа и немного видно экскурсовода. Экскурсоводы разные, по территории нас водила женщина, а в музее был мужчина.

Школьная тема была и на картинах. Интересно смотреть на лица этих людей, которые жили более 150 лет назад. У них не было тех знаний, что есть у нас, хотя они во внешности ничем не отличаются. Все таки удивительная штука жизнь. Как быстро меняется быт и способ существования, причем именно в последние 150 лет. Раньше изменения проходили намного медленнее. Хорошо это или плохо судить сложно. Философы считают, что нормальный человек был тогда, а сейчас он исчезает и что взамен не понятно. Исчезает все то, что было веками и почти не менялось. Почему именно так происходит сказать сложно.

Следующий музей был в городе Кинешма. В этом ряду показаны первые 5 фотографий из этого музея. Тут я уже не фотографировал все подряд, так как освещение было не очень, да и тема музея тоже не заинтересовала. Но все же некоторые экспонаты обратили на себя внимание. В основном снова быт прошлого времени, и вот интересная картина теплохода на Волге в начале 20-го века. Мы плыли на теплоходе, а они ходили много лет назад, даже еще при царском режиме. Как раз именно это не ново. Жизнь на Волге была практически всегда. Музей находится в доме какого-то богатого купца и портреты его и его семьи там тоже присутствуют. А все картины как раз кажется он и собирал.

В этом ряду первые две картины из того же музея в Кинешме. Там были два зала с необычными картинами. В первом зале было детское творчество. Я сфотографировал только одну стену и нашего экскурсовода перед ней. Но картины висели на всех стенах. Было интересно смотреть на картины детей 3-х с половиной лет, оформленные в раму и выставленные в музее. А второй зал показывал абстрактную живопись. Здесь показана только одна кртина из этого зала, хотя их было много. В подписи написано, что картина посвящается Андрею Рублеву. 3-я фотография показывает маршрут нашего теплохода и она висела как раз на теплоходе. Просто по времени я ее сфотографировал между экскурсиями в Кинешму и в Ярославль. А затем начинаются фотографии из музея в Ярославле. Нам рассказали, что в одном из залов этого музея висит уникальная люстра, и я решил ее сфотографировать. В этом же зале мну удалось сфотографировать двух толстяков, которые как раз вперые попали в группу вместе с нами. Одного из них я фотографировал на улице в другом альбоме, а тут они оба попались под мое фото-ружье.

В этом ряду две фотографии показывают просто залы музея, а три другие составные и сделаны как две вертикальные фотографии. Кажется в здании этого музея раньше располагался губернатор данной губернии, и показана обстановка его кабинета, общий стол, письменный стол и картины его и наверно его жены. А на 5-й фотографии некотрые картины из этого музея.

В этом ряду показаны еще 3 картины из этого музея. Я уже фотографировал выборочно, картин там было больше, но только то, что понравилось или захотелось запомнить. Во время экскурсии по Ярославлю мы посетили не только художественный музей, но и церковь, причем это была одна из немногих цервей, где разрешали фотографировать. И последние две фотографии как раз из этой церкви в Ярославле. Это скорее фойе перед входом в основной молебный зал. И в нем расписано все, и стены, и потолок. Сюжеты религиозные, а манера письма посередине между иконой и нормальной живописью.

В последнем ряду первые 2 картины из церкви в Ярославле, продолжение предыдущей серии. А последние 3 картины из церкви в городе Угличе. Он был последним местом остановки перед возвращением в Москву. Это была единственная церковь, где можно было фотографировать иконостас. Скорее всего она была уже не действующей, а музеем. В Угличе мы только старый кремль и его церкви и посетили, самого города нам не показали. Там тоже много всего было, но не город.

.